Духовно – патриотическое воспитание в дошкольном учреждении
Опубликовано в 2012 году в рубриках: Из опыта работы | Комментариев нет3 Янв
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического и духовно-нравственного воспитания в детском саду, обратимся к его сути. Суть его состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей в дошкольном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания и духовно-нравственного развития детей, воспитания у них чувства любви к Отечеству.
Велика Русь! Над холодными снежными просторами, над реками и озерами, над теплыми хлебными полями, цветущими лугами и темными лесами плывет храмовый колокольный звон. В праздничные дни отдыхают душа и тело, в умиротворенном сердце поселяются любовь и милосердие. Но праздники не долги: рано или поздно снова наступит время усердного труда. Зима сменяется весною, лето – осенью. Поколение сменяет поколение. Но от года к году, от века к веку будет почитаться и праздноваться в народе кроткие и торжественные православные и народные праздники «Рождества Христова», «Пасхи», «Масленицы», «Спаса», как символ трудолюбия, любви к Земле-Матери, к Родине России, к людям, работающим на земле.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье как физическое и психическое, так и духовное. В то же время этот период в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых, родителей, педагогов. Не для кого не секрет, что среда в которой живет ребенок влияет на весь его образ жизни. Духовная среда, в которой растет и воспитывается ребенок еще большей мере сказывается на его личности. Наш детский сад уделяет большое внимание духовной сфере, в которой растет и воспитывается ребенок. Педагоги стараются привить им интерес и любовь к музыке, воспитать хороший музыкальный вкус, сделать музыкальную жизнь нашего детского сада интересной и насыщенной. По опыту и наблюдению за детьми можно сказать, что слушать музыкальные произведения, особенно классического характера могут далеко не все дети, и научить их этому умению наша задача, используя систематические занятия и подбирая интересный материал. Приступая к решению данной задачи, мы понимали, что программы нового поколения по музыкальному воспитанию предусматривают слушание интересных пьес композиторов – классиков, обработки народных песен. Эти произведения включались в занятия в первую очередь, но очень скоро мы стали отмечать, что для того, чтобы расширить музыкальный кругозор детей, дать им полезные сведения о композиторах, музыкальных инструментах, научить отображать полученные впечатления в речи и рисунке этой работы не достаточно. Возникла необходимость в разработке новых форм организации педагогического процесса. Педагогами детского сада разработаны и внедрены в работу нетрадиционные виды музыкальных занятий по восприятию классической музыки:
- доминантное «Детство Моцарта»
- комплексное «Сокровища у моря» (о взаимосвязи музыки Н.А.Римского-Корсакова и живописи И.К.Айвазовского)
- игровое «Летняя прогулка» (о детской музыки С.С.Прокофьева)
- тематическое «Деревянные башмачки троллей» (об изобразительности сказочных в музыке Эдварда Грига)
- тематическое «Русские суеверия» (слушание симфонической миниатюры А.К. Лядова «Кикимора», П.И.Чайковского «Баба-Яга»)
- тематическое «Ее величество-скрипка»
- тематическое «Дорожный блокнот П.И.Чайковского»
- тематическое «Музыкальные пейзажи П.И.Чайковского»
- вечер развлечения «Баян на Руси» (знакомство с историей баяна)
Работа по восприятию музыки не была бы полной и не принесла бы положительных результатов, если бы в ней не принимали участие и воспитатели, которые организовывали предшествующую и последующую работу проводя ее через все образовательные области: перед проведением занятия «Сокровища у моря» были проведены экскурсия к морю, наблюдение за цветом моря и изменчивостью его красок, прочитаны сказки Шахерезады «Синбат-мореход», проведены беседы о городах, расположенных на Черноморском побережье. Педагоги в целях самообразования изучали материалы о жизни и творчестве И.К.Айвазовского, Н.А.Римского-Корсакова. Воспитатели являлись ведущими во время проведения данных мероприятий и от его эмоционального настроя, знаний зависел успех нашей совместной работы. Трудности в организации предшествующей и последующей работы с детьми, участие воспитателя в цикле занятий по развитию интереса к классической музыке были преодолены. На систематическое проведение подобных мероприятий откликнулись сотрудники детского сада и родители, которые в последствии стали постоянными слушателями. По просьбе родителей и сотрудников мероприятия были вынесены для проведения во вторую половину дня и стали называться «Детский музыкальный абонемент». Эти встречи приобрели традиционный характер. При организации «Музыкального абонемента» мы вдруг ощутили свои ограниченные возможности как музыковедов, так и исполнителей. Чтобы ликвидировать этот пробел мы пригласили педагогов ДМШ № 1 для совместной деятельности. Давнее сотрудничество с педагогами и учащимися данного учреждения помогло нам в организации и проведении таких мероприятий как:
- «Волшебный мир звуков» - концерт скрипичной музыки
- «Мелодий осенний букет» - знакомство с домрой
- «Веселые наигрыши» - концерт балалаечников
- «Знакомый но загадочный баян» - концерт баянистов
- «Мой голос звонкий как у птицы» - концерт вокальной музыки
- «Весенняя серенада» - концерт гитаристов
Учитывая, что в современном мире мы должны сочетать лучшие традиции отечественного образования и современные подходы к организации педагогического процесса, использовать вариативные формы работы с населением, проведение музыкально-образовательного цикла «Детский музыкальный абонемент» послужило связующей нитью между семьями детей, которые посещают детский сад и семьями тех детей, которые находятся на семейном воспитании. На базе МДОУ №50 были организованы платные дополнительные услуги:
1. Кружок по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Ладушки», который реализует программу «Круг светлых дней».
Содержание «Круга светлых дней»
- Рождество Христово
- День Святой Троицы (Пятидесятница)
- Светлое Христово Воскресение (Пасха)
- «Осенины» или Спасы «Медовый», «Яблочный», «Ореховый»
- народный праздник «Масленица» или проводы зимы и встреча весны
Цели и задачи программы:
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры
- Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
2. Кружок по индивидуальному обучению детей игре на музыкальных инструментах (фортепиано, баян, аккордеон). Совместная работа МДОУ № 50 и ДМШ № 1 позволила обеспечить непрерывность музыкального воспитания и образования и дала возможность для дальнейшего обучения детей музыке в ДМШ № 1 у тех же педагогов, что и МДОУ № 50 в классах народного пения, баяна, аккордеона, фортепиано.
Коллектив «Ладушки» принимает активное участие в культурной жизни города и является постоянным участником городского фестиваля детского творчества среди дошкольных учреждений «Разноцветные капельки». В 2010 году в конкурсе «Театр и дети» коллектив стал победителем в номинации «Лучшее режиссерское решение и музыкальное оформление». В декабре 2011 года воспитанники кружка приняли участие в мероприятии, посвященном годовщине образования детского центра обогащающего развития, на которое были приглашены и выпускница данного коллектива Храмова Ольга, которая обучается в детской музыкальной школе № 1 и является солисткой ансамбля «Горница».
Сценарий праздника с использованием вокальной духовной музыки.
Тема «Рождество Христово»
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с обрядами и обычаями народов России, проведением праздника Рождества Христова.
Развивать певческие навыки детей на основе несложных мотивов обрядовых песенок-колядок.
Воспитывать интерес к национальной культуре, желание участвовать в праздничном действе.
Ход занятия:
Ведущая: «С праздником, дорогие друзья, взрослые и дети!. Вот уже несколько дней весь православный мир празднует Рождество. Рождество – слово старинное, означает рождение. Кто же родился в этот день? Имя рожденного было Иисус. Потом его стали также называть Христом. Христос – это царь. Но Иисус был царем необыкновенным. У него не было ни короны, ни дворца, ни войска. Но его рождение было очень важным событием для всего народа, потому что Иисусу Христос открыл нам всем великие тайны о жизни, о добре и правде. Почти все народы Земли договорились вести счет годам от Рождества Христова. А родился Иисус Христос более 2000 лет тому назад в городе Вифлееме. В этот город отправилась Его мать Пресвятая Дева Мария, и Ее муж Иосиф, потому, что император Август приказал сделать всенародную перепись, и каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки.
Придя в Вифлеем, Дева Мария и Иосиф не смогли найти себе места ни в гостинице, ни в доме и вынуждены были остановиться за городом, в пещере куда загоняли пастухи скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Девы Марии и родился Младенец Иисус Христос, сын Божий. Пастухи вифлеемские первые узнали о рождении младенца – спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг им явился Ангел и сообщил радостную весть. От неожиданности пастухи испугались. Но тут явилось множество ангелов. Они пели и славили Бога: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…». Пастухи отправились в пещеру, указанную ангелом, и нашли там Деву Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в пеленах в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали Деве Марии о том, что видели и слышали от ангелов.
Хор поет «Эта ночь святая»
В те далекие времена мудрых и ученых людей называли волхвами. Они наблюдали за звездами и верили, что при рождении великого человека на небе появляется новая яркая звезда. В ту ночь, когда родился Иисус Христос, на небе зажглась новая необычайно яркая звезда. Волхвы поняли, что ожидаемый по пророчествам царь уже родился. Они собрались в путь и пошли в город Иерусалим, чтобы там узнать где родился иудейский царь и поклониться ему. Всю дорогу волхвам светила звезда. В Вифлееме она остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Волхвы вошли в освободившийся дом и увидели Младенца и Его Матерью, поклонились им до земли.
Хор поет «Богородице Дева радуйся»
Волхвы принесли дары (подарки): Младенцу золото, ливан (ладан) и смирну. Это означало, что они признают в Младенце царя, Бога и человека. Поклонившись волхвы отправились в обратный путь.
С тех пор Рождество является праздничным днем. Во всех церквах и домах зажигаются свечи, звучит торжественная праздничная музыка. Все люди поздравляют друг друга с этим праздником. Вот и на нашем празднике сегодня звучат необычные песни, а особенные, светлые, торжественные.
Хор поет Тропарь и Кондак праздника
Ведущая: (предание о рождественской елке)
«Не только люди радовались рождению Христа. И деревья, и луговые цветы по-своему принимали участие в великом торжестве. Всем хотелось видеть родившегося Спасителя. Цветы вытягивали головки, чтобы заглянуть внутрь пещеры. Деревья протягивали свои ветки. Ближе всех к пещере стояли три дерева: пальма, маслина и елка. Они были счастливы, потому, что им хорошо были видны ясли, в которых лежал Младенец, окруженный ангелами. Среди шелеста веток вдруг стал слышен разговор деревьев.
- «Пойдем поклонимся Божественному Младенцу и принесем ему наши дары» - говорила пальма, обращаясь к маслине
- «Возьмите меня с собой» - робко промолвила скромная елка
- «Куда тебе с нами!» - окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма
- «Какие дары ты можешь поднести Божественному Младенцу? Что у тебя есть? Только колючие иголки, уродливые шишки, да противная липкая смола?!»
Промолчала елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру. Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки. Ему стало жаль ее, и он захотел ей помочь.
Великолепная пальма склонилась над младенцем и раскрыла перед ним лучший лист своей кроны. «Пусть он навевает прохладу в жаркий день» - сказала она.
Маслина наклонила свои ветки, и с них закапало душистое масло. Вся пещера наполнилась благоуханием.
С грустью, но без зависти смотрела на них елка.
«Они правы» - думала она. «Разве я могу с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная. Достойна ли я приблизиться к Младенцу Христу». Ангел прочитал ее мысли и сказал: «За твое смирение, милая елка я разукрашу тебя и возвеличу перед сестрами». Ангел взглянул на небо. Оно было усеяно сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и звездочки одна за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро она засияла яркими огоньками.
Когда Божественный Младенец проснулся , то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка, Он улыбнулся и протянул к ней ручки.
Возрадовалась елка и своим сиянием старалась осветить, стоящих теперь в тени маслину и пальму.
Ангел, видя ее доброту сказал: «Ты доброе дерево, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в празднование Рождества Христова, ты будешь красоваться в сиянии множества огней. И взрослые и дети будут радоваться и веселиться. Глядя на тебя, будут вспоминать рожденного Спасителя»
На нашем празднике тоже красуется елка. Сколько радости она принесла всем детям. Сколько хороводов, песен, стихов, игр было коло елки. А сегодня прозвучат и колядки.
Колядки – это песни с пожеланиями добра, здоровья, урожая, согласия и мира в семье. Колядовщики поздравляют своих родственников, друзей, соседей, даже незнакомых людей. За это хозяева дома угощают их пирогами, пряниками, всякими сладостями.
Рождественские колядки – особые песни, в которых поется о рождении Иисуса Христа.
Хор поет колядку «Рождество Христово»
Ведущая:
Не только взрослые, но и дети умеют петь колядки. Сегодня мы посмотрим как колядуют дети, в исполнении детей из кружка «Ладушки».
Статью подготовила Селецкая Л.А.
Оставьте свой комментарий