[ A+ ] /[ A- ]

 

У Вашего ребенка гипердинамический синдром, что это такое?

Трудности с контролем собственной активности и поведения в целом, трудности обучения,  расстройство внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими       нарушениями, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость. Если все время бегает, на занятиях  вскакивает, дергает других детей. Говорит, когда его не спрашивают, выполняет не те задания, которые задают, а то, что ему хочется и т.п.

Степень их выраженности в каждом отдельном случае может быть различной, а набор у каждого ребенка — индивидуален. Кроме того, часть этих расстройств может встречаться и у детей, у которых вообще отсутствует гипердинамический синдром.

На что следует обратить внимание родителям

размышляющим на предмет наличия у ребенка гипердинамического синдрома?

1. Во-первых, конечно, на наличие других неврологических диагнозов.

2. Наличие неконтролируемой моторной активности.

3. Очень слабая (относительно возрастных норм) концентрация внимания. Ребенок постоянно бросает одно дело и тут же начинает другое.

4. Любые стойкие нарушения сна.

5. Неумение приспособиться к дисциплинарным требованиям детского заведения.

6. Быстрая, «захлебывающаяся» речь.

7. Стойкая неуспеваемость в начальной школе, необъяснимая интеллектуальной недостаточностью. Неуспеваемость может быть по какому-то одному предмету (чаще всего по русскому языку) или сразу по всем.

8. Повышенный травматизм и тенденция «влипать» во всякие истории и неприятности.

9. Наличие одного или нескольких тиков или моторных стереотипов (моргает, подкашливает, трет нос, глаза, дергает себя за волосы, упорно, «до мяса» грызет ногти, обрывает заусенцы, постоянно крутит или мнет что-то в пальцах, подскакивает на месте, крутит головой и т. д.).

10. Ночной или дневной энурез (непроизвольное мочеиспускание).

11. Ребенок не всегда чувствует социальные границы и дистанции, которые вроде бы уже должен осознавать (по возрасту). Неумение строить глубокие дружеские отношения.

12. Замкнутость, отчужденность ребенка. В садике он сидит в стороне на стульчике или играет один в углу, в школе на перемене — стоит у стенки.

13. Предпочитает младших партнеров по играм.

14. Ведет себя, как ребенок младшего возраста.

15. Состояние, настроение меняется в зависимости от времени года, суток. Метеочувствительность.

16. Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв.

 

Ни один из вышеназванных признаков не может служить абсолютным критерием достоверности наличия или отсутствия гипердинамического синдрома. Но, еще раз просмотрев список, вы можете выписать на листочке номера тех особенностей, которые присутствуют у вашего ребенка. Если набралось 4—5 и более — скорее всего, синдром имеется.

 

 

Что делать родителям дошкольника, если у него гипердинамический синдром?

 

Во-первых, надо убедиться в том, что синдром и в самом деле имеется. Здоровые маленькие дети весьма подвижны, часто меняют занятия и легко отвлекаются. Все это совершенно нормально. Для того чтобы убедиться в том, что именно у вашего ребенка все это выходит за границы возрастных норм, как правило, необходимо посетить специалиста — невропатолога, психоневролога.

Большинство гипердинамических детей испытывают значительные трудности в регулировании своей моторной активности например, ребенку трудно усидеть на месте, трудно по просьбе взрослого перестать бегать, прыгать и т. д. Беготня для гипердинамического ребенка — это необходимая разрядка. Помните, ребенок не хочет ничего плохого, у него просто не получается. Однако все это как-то нужно регулировать и держать в каких-то рамках. Поэтому гипердинамическому ребенку как воздух нужен жесткий режим дня.

Также существенной проблемой гипердинамического  ребенка является его низкая способность к концентрации внимания. На такого ребенка часто жалуются в садике, что он отвлекается во время плановых занятий, бегает или крутится вместо того, чтобы спокойно сидеть. Мешает заниматься другим детям, отвлекая их.

Иногда гипердинамические дети вообще отказываются принимать участие в занятиях, так как чувствуют, что неспособны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к полноценным участникам этих самых занятий. Часто в таких случаях на ребенка пытаются «нажать», причем обычно давление происходит с двух сторон — со стороны воспитателей (все должны ходить на музыкальные занятия!) и со стороны родителей.

Самым правильным решением в этих случаях будет не принуждать или уж тем более не запугивать ребенка, а разрешить ему присутствовать на занятиях, сидя в уголке или даже стоя в дверях. Время от времени его можно призывать попробовать выполнить какое-то задание вместе со всеми.

Гипердинамические дети на самом- то деле хотят во всем этом участвовать. Просто они            не слишком уверены в себе. Если ребенок почувствует, что даже его неудача не вызывает отторжения и никто не собирается его «насильно» заставлять, он будет пробовать снова и снова, именно тогда и именно то, в чем он наиболее уверен и что у него лучше получается. И рано или поздно у него начнет получаться все (или почти все) остальное.

Если в семье растет гипердинамический ребенок, то правильной политикой по отношению к дошкольным занятиям, будет следующая.

1. Не стоит отдавать ребенка до шести лет в группы, где обучение строится по «школьному» типу, то есть выполняются задания, требующие большой усидчивости и концентрации внимания.

2. Вполне допустимо и уместно организовать занятия ребенка-дошкольника в группах, где все проходит в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т. д.

3. Если проявления гипердинамического синдрома очень сильны (ребенок-«катастрофа»), то до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничившись тем, что дают в садике.

Есть несколько простых правил, которые позволят сберечь нервы родителям и детям.

1. Не пытайтесь усадить ребенка. Для занятий с младшим дошкольником вполне подходит почти любое пространство — ковер в детской, диван в гостиной, кухонный стол, двор и т.д.

2. Занятия должны быть очень короткими (не более 10 минут). Если время концентрации ребенка две минуты, начинайте с двух минут.

3. Решите заранее, чем именно вы хотите заниматься сегодня. Соображать «по ходу дела» недопустимо. Слишком велик дефицит внимания и слаба концентрация. Ребенок будет с вами только в том случае, если все занятие проходит «в едином порыве».

4. По возможности приучайте ребенка к регулярности занятий. Если они происходят всегда сразу после полдника или после ванной перед сном, то в урочное время мозг ребенка будет соответствующим образом настраиваться.

5. Не слишком гоняйтесь за суперсовременными системами. Играйте с ребенком в древние и мудрые «развивательные» игры типа: «Что грузили на пароход?», «Что положим в кузовок?», «Что хотите, то берите, „да" и „нет" не говорите, черного и белого не называйте, о красном не вспоминайте... Вы поедете на бал?» В них можно играть, моя посуду, стирая или по дороге в садик и магазин.

К тому же они комплексные, и, например, последняя из названных игр развивает сразу:

а) произвольное внимание;

б) словарный запас;

в) навык поиска синонимов и антонимов;

г) умение строить вопросы;

д) логическое мышление.

6. Ориентируйтесь на состояние ребенка. У гипердинамических детей бывают «плохие дни», когда они буквально все забывают и как будто бы теряют прочно приобретенные знания и навыки. Отметьте: «Сегодня у тебя это не слишком получается. Ничего страшного. Сейчас мы поиграем, а к этому вернемся в следующий раз». Если вы будете «нажимать», стыдить, заставлять, то результат будет прямо обратным.

7. Если ребенок посещает-таки «обучалку-развивалку», а там задают домашние задания, которые он готовить не хочет, не особенно усердствуйте в их выполнении.

Пусть ребенок пойдет на занятия с невыполненным заданием. Если ему это безразлично, значит, он еще не готов к такой форме работы. Если же он расстроился, что других детей похвалили, а его нет, вы можете сказать: «Мы тоже можем сделать это упражнение, нарисовать рисунок, выучить этот стишок. Я тебе помогу. Скажи, когда ты будешь готов». Такая политика решает сразу две задачи.

Во-первых, сберегается нервная система, ваша и ребенка. Во-вторых, своей позицией вы стимулируете развитие ответственности у ребенка.

Оставьте свой комментарий

Имя: *

Почта: *

Сайт:

Комментарий:

 

О проекте

Мы рады видеть Вас на нашем сайте и в нашем детском саду!

Ответственный за сайт Воеводина Е.П.

Полезные ресурсы

Контакты

Content Protected Using Blog Protector By: PcDrome.