Подготовка к школе

[ A+ ] /[ A- ]

подготовка к школе К школе готовятся зачастую столь же торжественно, как к свадьбе или к родам (что в принципе оправданно, ибо во всех случаях практически начинается новый важный этап в жизни человека) - но при этом столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное. Готовят портфель со всевозможными канцтоварами, парадную одежду и обувь. Но забывают… психологически подготовить самого первоклассника.

Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
1.Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
2.Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);
3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)

Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые вам предложит опять же любой детский психолог. И разумеется, важным критерием окажется желание (или нежелание) вашего ребенка идти в школу.

Но главное - процесс подготовки к школе должен быть постепенным а не авральным! Честно говоря, никуда не годится ситуация, когда родители тестируют ребенка лет шести по разным методикам "готовности к школе" (иногда берут их из популярных педагогических изданий,  ставя собственный "диагноз") и получают результат - ребенок к школе не готов! О ужас, а сентябрь на носу! Тут же ребенка заваливают разными подготовительными заданиями. Родители лично сидят с ним по нескольку часов (или нанимают дорогостоящих репетиторов по пестрящим везде объявлениям "подготовим вашего ребенка к школе") - а в результате получается, что такая штурмовщина и знаний дает немного (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребенка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе получит стойкое отвращение (если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет - да он вообще в эту школу откажется идти!)
...В принципе то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе в общем достаточны.

Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением… Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно "подтянуть" заранее после собеседования с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснения именно их конкретных требований.
Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.
Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?… Таким образом ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ.
Последнее время в школах широкое распространение получила практика приема детей в первый класс по собеседованию. В устной беседе с ребёнком специалисты выясняют его умения, такие как составление рассказа по картинке, спрашивают какие-то элементарные вопросы, предлагают решить простейшие задачки.

Ещё проверяют навыки устного счета, анализируют речь ребенка, насколько  хорошо он подбирает нужные слова, как богат его словарный запас, умеет ли он грамотно, связно и эмоционально выразить ту или иную мысль.

Приемная комиссия проверяет и способность ребенка понимать заданный вопрос и чётко отвечать на него, не отвлекаясь на рассказ о чём-то другом. Обязательно проверяют фонематический слух ребенка и логическую структуру его рассуждений. На практике смотрят сенсорное развитие ребёнка, умение планировать свои действия. Наряду с общим развитием, выясняют уровень начальных знаний детей по основным школьным предметам: знание букв и цифр, умение читать, считать, рисовать, вырезать и т.д.

Существует большое количество разных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школе. Но, какие бы методики вы не использовали, какими бы рекомендациями не пользовались и какие бы тесты вы не выполняли для тренировки, нельзя натаскивать ребёнка перед собеседованием. Подготовка к школе - это долгий и кропотливый процесс, и хорошие результаты возможны только при систематическом подходе. Грамотный специались, учитель или психолог, обязательно определит, готов ли Ваш ребёнок к школе или просто вызубрил готовые ответы на вопросы.

Критерии готовности ребенка к школе

Развитие познания:
- Ребёнок должен владеть основными понятиями: правый-левый, большой -малый, и т.д.
- Ребёнок должен понимать простейшие принципы классификации.
- Малыш должен уметь удержать в памяти и выполнить не меньше трёх указаний.
- Ребёнок должен назвать большую часть букв алфавита

Оценка базового опыта ребенка:
- Ходил ли ребёнок с Вами в магазин, на почту, в банк?
- Бывал ли он в библиотеке?
- Регулярно ли Вы читали малышу или рассказывали сказки?
- К чему проявляет ребёнок интерес, есть ли у него хобби?

Оценка умения общаться:

- Участвует ли ребёнок в играх других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли очередность, когда необходимо?
- Умеет ли ребенок выслушать и не перебивать?

Оценка языкового развития:
- Ребенок должен уметь назвать и обозначить основные окружающие его предметы
- Легко ли отвечает на вопросы взрослых?
- Ребенок должен уметь объяснить, для чего служат различные вещи: микроволновка, холодильник, стол и т.п.?
- Ребенок должен уметь объяснить, где расположены предметы: на столе, возле стула, на полу, у стены.
- Может ли ребёнок рассказать о случае, произошедшем с ним?
- Четко ли ребенок выговаривает звуки и слова?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть ситуацию?

 

Оценка физического развития:
- Хороший ли слух у ребёнка?
- Зрение?
- Усидчивость (способность посидеть на одном месте какое-то время)?
- Развитая координация моторных навыков (может ли он поймать мяч, перепрыгнуть бордюр, спускаться и подниматься по лестнице)?
- Выглядит ли малыш здоровым?

Оценка уровня эмоционального развития:
- Весёлый ли ребёнок (дома и среди детей)?
- Может ли ребёнок "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня?
- Может ли ребенок работать сам, соревноваться в заданиях с другими детьми?

Зрительное различение:
- Идентификация схожих и несхожих форм? (Найди картинку, непохожую на остальные?)

Зрительная память:
- Заметит ли ребёнок отсутствие картинки, если ему сначала показать 3 картинки, а потом одну убрать?
- Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы 6-8 названий предметов из повседневной жизни?

Зрительное восприятие:
- Ребенок должен разложить по порядку (в заданной специалистом последовательности) серию картинок
- Понимает ли ребенок, что чтение происходит слева направо?

Уровень слуховых способностей:

- Радуется, когда ему читают вслух или что-то рассказывают?
- Положительная самооценка: я - человек, и я многое могу?
- Умеет ли подстраиваться, если взрослые меняют тему разговора?
- Проявляет ли интерес к окружающим его предметам?
- Ладит с окружающими детьми?
- Понимает ли обращённую к нему речь

Оцените ваши взаимоотношения с ребенком и свою роль в подготовке его к школе:

(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)
- Нравится ли вам ваш ребёнок?
- Слышите ли вы то, что он вам говорит?
- Смотрите ли вы на ребёнка, когда он говорит с вами?
- Придаёте ли Вы значение тому, о чем он говорит?
- Поправляете ли вы речь ребёнка?
- Позволяете ли вы малышу совершать ошибки?
- Хвалите ли вы ребёнка, обнимаете его?
- Смеетесь ли вы вместе с вашим малышом?
- Читаете ли вы ежедневно ребенку, каждый ли день беседуете с ним?
- Играете ли вы с ребёнком в игры?
- Есть ли у малыша 1-2 собственные книги?
- Есть ли у ребенка в доме личное пространство?
- Читаете ли Вы книги, подавая ребёнку пример?
- Может ли ребёнок сосредоточиться на 10 минут, чтобы выполнить ваше задание?

- Гуляете ли вы с ребёнком?
- Обсуждаете ли вы с малышом и с близкими что-то прочитанное или услышанное вами?
- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
- Ограничиваете ли вы ребенка в просмотре телевизора?

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".
Также здесь опять же стоит обратить внимание прежде всего на те критерии, на которых делают акцент педагоги именно той школы, которую вы наметили для своего ребенка (а еще лучше - которую выбрали вместе с ребенком). И никоим образом не нужно натаскивать ребенка, чтобы он знал и умел гарантированно больше, чем сверстники. Более того, такие "знания сверх требований" иногда могут быть даже опасными.

Желаю успеха!

Статью подготовила Чубукова Н.А.

Оставьте свой комментарий

Имя: *

Почта: *

Сайт:

Комментарий:

 

О проекте

Мы рады видеть Вас на нашем сайте и в нашем детском саду!

Ответственный за сайт Воеводина Е.П.

Полезные ресурсы

Контакты

Content Protected Using Blog Protector By: PcDrome.