[ A+ ] /[ A- ]

Через внедрение в работу детского сада программы Н.Н.Ефименко «Театр физического развития и оздоравливания детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Развитие человека и степень его полезности обществу во многом определяется уровнем его здоровья, объемом и качеством его физического потенциала. Трудно обозначить, когда и где в жизни начинается деятельность по закладке фундамента здоровья. Этот процесс имеет свое начало еще до рождения и продолжается всю жизнь и складывается из многих составляющих: здоровья родных, собственного поведения и отношения к здоровью, образа жизни, наследственности, состояния окружающей среды и многих других экологических и социальных факторов.

Сегодня нет необходимости кого-либо убеждать в актуальности проблемы здоровья детей. Не случайно стратегическим направлением государственной политики является поддержка и сохранение здоровья детей и взрослых.

В течение трех лет за период с 2008по 2011 год МДОУ детский сад №50 вел мониторинг состояния здоровья детей, развития их физического потенциала. Анализ материалов диагностики дал следующие результаты:

-          количество детей первой группы здоровья уменьшилось на 16%

-          количество детей с нарушениями в опорно-двигательном аппарате увеличилось на 3,3%

-          уменьшился показатель прироста физических качеств на 8%

-          увеличилось количество дней пропущенных одним ребенком по болезни на 0,5 единицы

-          повысилась степень тревожности и агрессивности

-          нарушена эмоциональная связь в системе ребенок-родитель

-          преобладает казенно-формальный характер отношений между воспитателем и детьми

Негативная сторона ухудшения здоровья детей систематически находилась в поле зрения педагогов и медиков детского сада, обсуждалась на педагогических совещаниях, родительских собраниях. Более того, коллектив МДОУ всегда находился в процессе поиска и апробации новых, нетрадиционных путей оздоравливания детей и тем не менее ситуация не изменялась. Со всей очевидностью вставал вопрос о разработке новых идей, которые легли бы в основу физкультурно-оздоровительной работы детского сада. Для реализации и создания данной концепции необходимо было соблюсти ряд требований, одним из которых было: заложить в основу работы такие программы и технологии, которые явились бы для участников педагогического процесса комплексной педагогикой жизни: оздоравливали, воспитывали, развивали, обучали.

Все программы государственного стандарта базируют свои разработки на устоявшихся представлениях о физическом воспитании детей дошкольного возраста, и лишь одна из них «Театр физического развития и оздоравливания детей дошкольного и младшего школьного возраста» кандидата педагогических наук, доцента Н.Н.Ефименко принципиально отличается от программ других авторов. После знакомства с программой и автором коллектив МДОУ детского сад приступил к кропотливой работе по ее апробированию и внедрению в работу детского сада. Следуя рекомендациям автора, педагоги начали свою работу по внедрению авторского стиля с малых форм: гимнастики пробуждения, забавных физкультуринок, физминуток, физкультурных развлечений.

Гимнастика пробужденияГимнастика пробуждения проводится, как и обыкновенная утренняя гимнастика ежедневно перед завтраком на основе авторской методической лестницы: от упражнений, выполненных из И.П. – лежа на спине до бега и прыжков. Комплексы для гимнастики пробуждения разучиваются при проведении физкультурных занятий. В них учитываются

все 7 золотых формул и 10 педагогических заповедей, на которых собственно и строится вся система Н.Н.Ефименко. Например: первая золотая формула «От положения лежа – к положению сидя, стоя и далее к бегу и прыжкам». Если увлекаться в детском саду бегом, прыжками – функциональными, ударно - сотрясающими движениями – в раннем возрасте, на асфальте, после сна, в первой части занятия, при проведении гимнастики пробуждения, то негативные последствия неизбежны: усиливаются, усугубляются и прогрессируют  патологические кривизны позвоночника, уплощаются, утончаются, разможживаются диски, что приводит к снижению защитной функции позвоночника.

При беге и прыжках до 5 лет стопа не гасит ударно - сотрясающего воздействия, т.к. у детей всей земли до 5 лет имеет место физиологическое плоскостопие. В результате чего воздействие через позвоночник передается в головной мозг, вызывая его множественные микро сотрясения.

Для проведения гимнастики пробуждения, по рекомендации автора, мы избрали следующие методические стили:

-          валявность, кошачий стиль (пластичность, плавность)

-          феномен старта ракеты (после гимнастики хочется не отдохнуть, а взлететь)

Цель гимнастики пробуждения: создание педагогом таких двигательно-игровых условий, при которых ребенок смог бы перейти из состояния сна к состоянию оптимальной психофизической готовности.

Самым высоким и сложным движением в гимнастике пробуждения в нашем детском саду стал легкий стелящийся бег, который хорошо развивает ребенка, но не изнашивает позвоночных структур. Коллектив детского сада научился понимать, что важна не спортивизация детей, а их оздоравливание, физическое развитие. Чтобы ограничить скорость бега и смягчить ударно - сотрясающее воздействие бега на позвоночник были использованы следующие методические приемы:

-          педагог возглавляет колонну детей и задает необходимый темп бега

-          использование грамотного музыкального сопровождения

-          использование нестандартных видов бега: приставной шаг, скресный шаг и пр.

-          бег по заданному маршруту (противоход, змейка и т.д.)

-          бег в колонну по 1, но держась за веревку, за руки и пр.

В гимнастике пробуждения используется масса интересных, перспективных методических направлений:

-          с элементами эротической культуры (воспитание мужественности у мальчиков, женственности у девочек )

-          мир профессий – ознакомление с будущими профессиями

-          с элементами массажа и самомассажа

-          с элементами экологической культуры и пр.

Частоту сменяемости комплекса гимнастики пробуждения устанавливает сам педагог. Это зависит от: восприятия детьми предыдущего комплекса, собственного потенциала.

Исходя из 5 Золотой формулы автора, любое упражнение мы начинали из позы эмбриона, группировки, закрытого бутона с последующим выпрямлением, разгибанием, разведением, выпрямлением, используя игровые сравнения: снежные комочки, мячики, колобки, камешки, яблочки и пр.

Во время проведения гимнастики пробуждения строго запрещено:

-          спрыгивание в глубину

-          все виды прыжков

-          бег с высокой фазой полета

Нет!!! Стойкам на голове, кувыркам, «березкам»! может травмироваться позвонки шейного отдела (60% детей уже имеют эту травму при рождении)

Гимнастика пробужденияГимнастика пробужденияГимнастика пробужденияГимнастика пробужденияГимнастика пробуждения

 

Заместитель заведующей по воспитательной и методической работе Селецкая Л.А.

Оставьте свой комментарий

Имя: *

Почта: *

Сайт:

Комментарий:

 

О проекте

Мы рады видеть Вас на нашем сайте и в нашем детском саду!

Ответственный за сайт Воеводина Е.П.

Полезные ресурсы

Контакты

Content Protected Using Blog Protector By: PcDrome.